Содержание:
Имя Александра Александровича Алябьева (1787-1851), известного русского композитора начала XIX века, в основном знакомо широкому кругу любителей музыки благодаря романсу "Соловей" - замечательному образцу русского городского романса эпохи романтизма. Романсы, песни, фортепианные танцевальные пьесы Алябьева издавались и были популярны еще при его жизни. Алябьев создал шесть опер, балет, музыку к театральным пьесам, увертюры, симфонии, камерные ансамбли (квартеты, трио и др.), произведения для хора, пьесы для фортепиано и более 160 романсов. Судьба этого богатого наследия сложилась драматично - большая часть его произведений так и осталась в рукописях, многие из которых не окончены или утеряны. Менее всего известны его инструментальные сочинения, до настоящего времени они исполняются и издаются крайне редко. Остается лишь надеяться, что эта незаслуженно забытая часть творческого наследия композитора откроется музыкантам и слушателям и станет столь же любимой, как и широко известные романсы.
Первый и Третий квартеты написаны соответственно в 1815 и в 1825 году. Они относятся к раннему периоду творчества А. Алябьева и целиком соответствуют принципам классицизма. В них используется типичная четырехчастная структура цикла: подвижное сонатное allegro, медленная часть, менуэт и быстрый финал (в третьем квартете иной вариант: менуэт предшествует медленной части). Правда, алябьевский классицизм - поздний, времен Бетховена и Россини. Это особенно хорошо слышно в менуэтах, которые обретают стремительность и подчеркнутую энергичность.
Отметим некоторые особенности: в первом квартете финал открывается медленным вступлением трагического характера, которое создает резкий контраст бодрому, мажорному настрою финала и всего квартета; в третьем квартете аналогичную роль скорбного лирического высказывания берет на себя медленная третья часть - вариации на собственную, алябьевскую тему Соловья. Автор так и обозначил часть: Adagio на тему русской песни Соловей - дело в том, что русскими песнями в эпоху Алябьева назывались не только собственно народные песни, но и романсы, сочиненные композиторами в фольклорном духе.
Квартеты Алябьева - одни из первых примеров квартетного жанра в русской музыке. По глубине и мастерству они приближаются к квартетному письму Бетховена или Шуберта. В них мы видим талантливое и самобытное преломление русским композитором традиций европейской классики.
Квартет имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов (первая скрипка), Василий Ширинский (вторая скрипка), Вадим Борисовский (альт) и Сергей Ширинский (виолончель) - сложился в 1923 году и сначала назывался Квартет Московской консерватории. Свое теперешнее имя квартет получил в 1931 году после блестящего исполнения серии квартетов Бетховена. Первоначальный состав сохранялся свыше сорока лет - по-видимому, это рекорд длительности существования ансамбля, сыгравшего за это время более 600 произведений и свыше 200 из них записавшего в студиях грамзаписи. Все участники квартета вели педагогическую работу, будучи профессорами Московской консерватории. С годами произошло естественное обновление состава. Место Василия Ширинского занял Николай За-бавников, место Вадима Борисовского - Федор Дружинин. Позднее в состав «бетховенцев» вошли Евгений Альтман и Олег Крыса. В репертуар квартета входят произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского, Танеева, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Хиндеми-та. Многие композиторы, в том числе Шостакович, Мясковский, Шебалин, Вайнберг, посвящали Бетховенскому квартету свои произведения. «Бетховенцы» были первыми исполнителями всех квартетов Шостаковича.
С квартетом имени Бетховена выступали крупнейшие музыканты-исполнители, среди них: Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Иван Козловский. Предлагаемые записи квартетов Александра Алябьева относятся к числу многочисленных творческих открытий «бетховенцев». Эти квартеты, звучавшие в музыкальных салонах при жизни композитора, были впоследствии утеряны. Их ноты были обнаружены только в 1948 году в подвалах Московской консерватории. Тогда же состоялась их вторая премьера.
Квартет №1, для двух скрипок, альта и виолончели, ми - бемоль мажор, 1815
Allegro con spirito
Adagio
Менуэт. Allegro
Финал. Andante sostenuto. Allegro vivace
Запись 1950 года
Квартет №3, для двух скрипок, альта и виолончели, соль мажор, 1825
Allegro
Менуэт. Allegro
Adagio (на тему русской песни «Соловей»)
Финал. Allegro
Запись 1948 года
Квартет имени Бетховена
Дмитрий Цыганов - первая скрипка
Василий Ширинский - вторая скрипка
Вадим Борисовский - альт
Сергей Ширинский - виолончель
Фонограммы предоставлены Государственным фондом телевизионных и радиопрограмм
Редактор Любовь Овчинская. Авторы аннотации Константин Зенкин, Михаил Цыганов
Звукорежиссер реставрации Владимир Кузнецов. Художник-дизайнер Владимир Пасичник
Романсы и песни А.Алябьева в исполнении Александра Ведерникова
В своем творчество А.Алябьев обратился практически ко всем жанрам современного ему русского музыкального искусства (романсы и песни, оперы и водевили, музыка камерно-инструментальная, симфоническая, балетная, хоровая, для военно-духовых оркестров, танцевальная, для солирующих инструментов...). Общее число трагедий, комедий и драм с апябьевской музыкой трудно точно установить, поскольку имя ссыльного композитора, как правило, не упоминалось в афишах. Алябьев один из первых русских композиторов писал музыку к шекспировским постановкам. Алябьев первый из выдающихся русских композиторов создал музыку к театральным постановкам по произведениям Пушкина. Исследователи творчества Алябьева называют его непосредственным предшественником русских классиков в их работе с музыкальным фольклором, и не только русского народа. Наиболее широко известны его обработки украинских песен.
Хоровое наследие Алябьева включает в себя более ста произведений. Среди них первый в истории русской музыки концертный хоровой цикл a’capella на светские темы, грандиозная Литургия до минор для светского исполнения смешанным хором. Многочисленны сочинения Алябьева для инструментальных и камерно-вокальных ансамблей… Романс и песня - неизменная сфера творчества композитора, начиная с 1810 годов. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Наибольшее количество романсов написано им на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, В.А. Жуковского. К излюбленным авторам стихов можно отнести романтиков А.Ф. Вельтмана и И.И. Козлова, поэта гусарской вольницы Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова... В течение 1974-1976 годов выдающийся исследователь творчества Алябьева Борис Васильевич Доброхотов осуществил выпуск Полного собрания романсов и песен А.А. Алябьева в 4-х томах, включающее около трехсот произведений.
Алябьевское наследие - ценнейшее достояние русской музыкальной культуры. Его творчество - предвестник многих достижений русской композиторской школы второй половины XIX века. Выдающийся музыковед академик Асафьев называл Алябьева "дальнозорким талантом". Асафьев писал; "Среди многих музыкальных дарований русского искусства первой половины XIX века всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся раскопкам ею музыки. Любопытно это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам многих людских сердец, бившимся в тон алябьевским мелодиям". Эти слова и сегодня наилучшим образом выделяют самое главное в незаурядном таланте художника.
Русский романс. А.А. Алябьев. К 150-летию со дня смерти композитора
«Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты»
В 1827 в Московском Большом театре был поставлен комический балет Алябьева "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (балетмейстер Ф. Бернаделли; судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" Маковеца, 1818, балетмейстер тот же). Остроумная и эффектная музыка балета Алябьева (одного из наиболее популярных его музыкально-театральных сочинений) характеризуется развитой темброво-инструментальной драматургией, подчеркивающей противоборство волшебных сил флейты и барабана. Для обрисовки сходных сценических ситуаций используются музыкально-тематические повторы (предвосхищающие лейтмотивную систему в рус. балете 2-й пол. 19 в.), а для конкретизации мимической речи - цитаты из музыки других композиторов (в том числе из балета Маковеца).
“Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты” (1827)
Исполняет: ансамбль солистов Московской филармонии "Концертино"
Ярослав Красников (первая скрипка), София Красникова (вторая скрипка), Ольга Жмаева (альт), Виктор Козодов (виолончель), Павел Саблин (контрабас), Виктор Пономарёв (флейта, альтовая флейта, флейта-пикколо), Григорий Кац (гобой, гобой д’амур, английский рожок), Дмитрий Шведов (фортепиано, клавесин)
Alexander Aliabiev. The Magic Drum. Orchestarl & Incidental Music
- Увертюра к водевилю: Три десятки, или Новое двухдневное приключение
- Symphony for four horns and orchestra No. 3 in E Minor (in one movement)
- Увертюра к водевилю: Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль
- Увертюра к драме Отступник, или Осада Коринфа
- Вариации на Украинскую тему Ехал казак за Дунай для скрипки и оркестра
- Буря, симфоническая картина
- Увертюра к водевилю: Утро и вечер, или Ветер переменился
- Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 4
- Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 5
- Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 5 - финал
- Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 6
- Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Увертюра
Исполняет: Оркестр «Musica viva»
Дирижёр Александр Рудин
Юлия Зиганшина - Царкосельская статуя (Романсы)
- Что в имени тебе моём? (А. Пушкин)
- Я вас любил... (А. Пушкин)
- Воспоминания (В. Жуковский)
- Ворон (А. Пушкин)
- Вечерний звон (И. Козлов)
- Незабудочка (П. Вяземский)
- Если жизнь тебя обманет... (А. Пушкин)
Исполняют: Юлия Зиганшина (вокал, гитара, виолончель, бас), Александр Лаврентев (гитара, аранжировки), Асия Бакирова (скрипка), Тим Иббатулин (бубенцы, карильон) и ансамбль классической гитары "Guitarra incognita", записи 1998 и 2004 гг., студия "Сибирский тракт", В. Мустафин.
Эмиль Гилельс (фортепиано) в ансамблях Алябьева
Трио ля минор, Соната для скрипки и ф-но ми минор, квинтет ми бемоль мажор (одним файлом)
Allegro con brio
Adagio cantabile
Rondo: Allegretto scherzando
Исполняют: feat. piano: Olga Tverskaya, clarinet: Colin Lawson, bassoon: Alberto Grazzi, violin: Adrian Chandler, viola: Norbert Blume
Соловей (А. Дельвиг) |
Соловей (А. Дельвиг) |
Увертюра фа минор для симфонического оркестра |
Квартет для 4-х флейт |
Adagio из трио Ля минор |
Два ворона (А. Пушкин) |
Увертюра к водевилю "Утро и вечер" |
Andante из Струнного квартета № 3 соль мажор ("Соловей") |
Увертюра к опере-водевилю "Деревенский философ" |
Пролог на открытие Большого театра |
Вечерний звон (И. Козлов) |
Иртыш (И. Веттер) |
Увертюра ре мажор |
Полонез |
Плачет, плачет дева гор (Грузинская песня) (Л. Якубович) |
Нищая (П. Беранже, пер. Д. Ленского) |
Не задумывайся, мой друг (Д. Путилов) |
Я жизнь любил (элегия, сл. неизв. автора) |
Иже херувимы |
Вариации на тему ''Соловья'' |
Одинок месяц плыл (А. Дельвиг) |
Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, 1 часть |
Ты, Фёдор, славный был гусар (Совет) (В. Алябьев) |
Зимняя дорога (А. Пушкин) |
Если жизнь тебя обманет (А. Пушкин) |
Соловей (А. Дельвиг) |
Увертюра к опере-водевилю «Три десятки, или Новое двухдневное приключение» [файл в формате flac] |
Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны до минор |