A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Детская музыкальная школа
им. А. А. Алябьева
городского округа Пущино Московской области

Два Пущино


m1Исторически наше Пущино (ранее с. Пущино-на-Оке) связано прежде всего с именем жены композитора, Екатерины АлександровныПущинская усадьба. Памятник садово-паркового искусства XIX в. (урожденной Римской-Корсаковой), в первом браке бывшей замужем (1827-1839 гг.) за владельцем пущинской усадьбы А.П. Офросимовым. С ней А.А. Алябьев познакомился еще в юности, до войны 1812 г. Столь длительное знакомство, посвящение Екатерине Александровне своих произведений и в конце концов их бракосочетание в 1840 г. – все это невольно наводило на мысль, что Алябьев просто не мог ни бывать в Пущино. В подтверждение этого пущинский краевед Ю.В. Беспалов разыскал в музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки рукопись «Итальянской арии» для скрипки с фортепиано, на которой композитором было написано: «Соч. в селе Пущино… 1836-го…». На рукописи, однако, не указано, в каком именно Пущино была написана ария. Более того, иного мнения придерживался известный исследователь творчества Алябьева Б.В. Доброхотов. Он полагал, что «Итальянскую арию» композитор написал, «живя в имении П.А. Вяземского» в Пущино-на-Наре, расположенное также в окрестностях Серпухова, всего в нескольких десятках километров от Пущино-на-Оке. Это мнение явно, однако, ошибочное, поскольку Петр Андреевич Вяземский, известный писатель и друг А.С. Пушкина, мог лишь гостить в Пущино-на-Наре, а владел им с конца XVIII века его дядя, Сергей Иванович Вяземский. В 30-40-е гг. имение унаследовали его сыновья, Михаил и Сергей, но никаких сведений о приятельских отношениях или хотя бы знакомстве их с Алябьевым не обнаружено.

До последнего времени, таким образом, не были известны данные, которые недвусмысленно и однозначно свидетельствовали бы о пребывании А.А. Алябьева именно в нашем Пущино. Лишь недавно в Центральном историческом архиве (Москва) удалось с помощью М.А. Чусовой разыскать документальные этому подтверждения. Были найдены два полицейских рапорта с грифом “секретно”, доносившие о поездках “состоявшего… под надзором лишенного чинов и дворянства бывшего подполковника Алябьева” в августе 1835 г. и январе 1842 г. “в с. Пущино, принадлежащее гг. Офросимовым”. Судя по датам, первый приезд в Пущино-на-Оке состоялся сразу же после возвращения композитора из сибирской ссылки, а второй был, вероятно, связан с судебным процессом о наследовании пущинской усадьбы.

Копии всех указанных в заметке документов экспонируются на выставке, посвященной жизни и творчеству А.А. Алябьева (Детская музыкальная школа).

Рязанцы

А.А.Алябьеву
Быть может, от зари и до зари
Над этим старым парком, здесь, в Рязанцах
Не умолкая, в воздухе парит
Мелодия прелестного романса.
И.В.Рудаков

Пущино - не единственное место в Подмосковье, связанное с именем замечательного русского композитора Александра Александровича Алябьева. Значительный период в его жизни занимает пребывание в селе Рязанцы Щелковского района (ранее с. Троицкое-Рязанцы Богородского уезда). После ссылки в Сибирь по ложному обвинению в убийстве Алябьев, добившись частичной амнистии, приезжает сюда в марте 1835 г. Это местопребывание разрешено ему с сохранением полицейского надзора и запретом въезда в Москву и Петербург.

riaz1Рязанцы в то время находились во владении Владимира Михайловича Исленьева, мужа самой младшей сестры Алябьева Натальи Александровны. Но не только родственные узы связывали композитора с супружеской парой. Владимир Михайлович сам был композитором-любителем и даже издал несколько своих музыкальных произведений (экоссезы, вальсы, кадрили), а Наталья Александровна любила петь, и брат посвятил ей немало романсов ("Трубадур", "Желанье", "Терпение", "Девичий сон", "Тайная скорбь"). К сожалению, усадьба Исленьевых, где написаны романсы "Счастье во сне", "Сельская элегия" и музыка к трагедии брата, Василия Александровича, "'Отступник или Осада Коринфа" не сохранились.

Рязанцы связаны также со знаменательным событием в жизни композитора. Здесь в 1840 г. в церкви Живоначальной Троицы А.А.Алябьев венчался с Екатериной Александровной Римской-Корсаковой, вдовой владельца Пущинской усадьбы. Церковь, к счастью, не только сохранилась, но к настоящему времени восстановлена и несколько лет является действующей. В реконструкции находится та часть, где проходило венчание. По мнению некоторых авторов, Алябьев познакомился с Екатериной Александровной еще в 20-х гг., но ложное обвинение и последующая ссылка разлучили их на долгие годы. Вскоре после ареста Алябьева в 1825 г. она была выдана замуж, однако духовное общение, по-видимому, не прерывалось. В 1832 г. Алябьев издал романсы и в 1834 г. - песни, посвященные будущей жене. В одном из прошений царю о восстановлении мужа в правах она пишет: "Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастья, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость..." Будучи моложе Алябьева на 16 лет, она ненамного пережила своего супруга, скончавшись через три года после его смерти.

В Рязанцах жива память о композиторе: на месте бывшей усадьбы в 1988 г. установили памятник скульптора Н.Ф.Вентрина, и благодаря регенту церковного хора Сергею Пашкову ежегодно в последнюю субботу августа день рождения Алябьева отмечается концертом из его произведений.

Вокальный конкурс «Алябьевский соловей»

30 мая 2009 г. в селе Рязанцы состоялся Московский областной конкурс вокального искусства «Алябьевский соловей», проходивший в рамках IV Большого смотра творчества Подмосковья. Этот конкурс проходит ежегодно, а под статусом областного он проводится второй раз. Место проведения выбрано не случайно Рязанцы связаны со знаменательным событием в жизни композитора А.Алябьева. Здесь в 1840 г. В церкви Живоначальной Троицы А.Алябьев венчался с Екатериной Александровной Римской-Корсаковой вдовой владельца Пущинской усадьбы. Церковь в настоящее время восстановлена и является действующей. Открытие конкурса проходило возле памятника композитору, установленному на месте усадьбы его сестры. Одним из моментов торжественной церемонии стала посадка молодых лип, в которой участвовали глава городского поселения Фряново Н.А. Тарычев, заслуженный работник РФ, зав отд. культуры Министерства культуры Московской обл. Б.И. Данков и юные участники конкурса. В конкурсе приняли участие вокалисты из гг. Королево, Люберцы, Рошаль, Черноголовка, Щербинка, Железнодорожный, Щелково и др. «…есть очень перспективные ребята, с хорошими голосами, музыкальные, конечно им еще надо много работать,» - говорит председатель жюри, народный артист, солист Большого театра П.С. Глубокий. Победителям конкурса были вручены дипломы, подарки и цветы. Приз Главы Щелковского муниципального района за лучшее исполнение произведений А.Алябьева достался Татьяне Кулаковой из г. Щербинка.

Коломна

kolomnaВернувшемуся в 1835 г. из сибирской ссылки, благодаря многочисленным ходатайствам родных и близких, «лишенному чинов и дворянства бывшему подполковнику Алябьеву» Николай I «повелеть соизволил… дозволить жить у родных с запретом въезда в обе столицы и с отданием его под надзор полиции…» По фиктивным командировочным опальный композитор, однако, часто бывает, а порой и нелегально проживает в Москве, где после длительного перерыва на театральных афишах появляется его имя. За неоднократные нарушения запрета разгневанный император приказал в 1842 г. выслать его на жительство за 100 верст от Москвы, в уездный городок Коломну. В тот год там свирепствовала холера и А.А. Алябьев с женой были вынуждены вести довольно затворнический образ жизни, что подобно А.С. Пушкину в Болдино, позволило ему полностью отдаться творчеству.

За год пребывания в Коломне Алябьев завершает оперу «Рыбак и русалка», продолжает работать над операми «Волшебная ночь» (по комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь») и «Аммалат-бек» (по одноименной повести А.А. Бестужева-Марлинского), в музыке которой широко представлены ранее незнакомые европейцам кавказские и башкирские народные мелодии. К сожалению, до нас дошли лишь фрагменты партитуры и эксизы к опере “Аммалат-бек” (“Карачаевская любовная”, “Хищническая”, “Кабаридинка героическая”, “Пляски черкесские”, “Увертюра черкесская”). Тогда же он сочиняет струнный квартет и специально для местной церкви - хоровое песнопение «Отче наш». Алябьев попрежнему пишет также вокальную музыку и в коломенский период им созданы такие произведения как «Черкесская песня» («Много дев у нас в горах») на слова М.Ю. Лермонтова, «Кабак» («Выпьем, что ли, Ваня») на слова Н.П. Огарева и «Почтальон» («Скачет форменно одет вестник радостей и бед») на слова Е.Н. Гребенки.

В Коломне композитор получает известие о принесшей ему европейскую известность публикации фортепианной транскрипции своего романса «Соловей», сделанной Ф. Листом. Алябьев был польшен вниманием такого знаменитого автора и нашел музыку транскрипции очаровательной. Весной следующего года Лист приезжает в Москву, но из-за запрета посещения Алябьевым столиц знакомство композиторов остается заочным. Лишь летом 1843 г. по ходатайству московского генерал-губернатора князя Д.В. Голицина ему дозволено покинуть Коломну и разрешено «жительствовать в Москве, под присмотром полиции, но с тем, чтобы он не показывался в публике».

Известно, что во время своего пребывания А.А. Алябьев посещал Успенский собор коломенского кремля, который сохранился до настоящего времени. Имя композитора носит центральная музыкальная школа г. Коломны.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен